Сообщение
Виктор Россыпнов » 11 апр 2018, 10:22, Ср
Уважаемые охотники, добрый день. Я являюсь заместителем министра природных ресурсов, среди прочего курирую сферу охоты, активно участвовал в подготовке и обсуждении законопроекта и готов держать ответ за содержащиеся в нем положения. Это дает возможность участникам форума персонализировать претензии и не демонизировать абстрактных чиновников и депутатов.
История разработки документа такова. Изначальный вариант проекта поступил в МПР вскоре после передачи полномочий в области охоты, то есть в ноябре – декабре 2017 года. В нем содержалось положение о закреплении до 50% лицензий за лицами, добывшими волков и (или) участвовавшими в проведении зимнего маршрутного учета и биотехнических мероприятий. Такие же рекомендации содержатся в методических рекомендациях МПР России от декабря 2017 года и в законах ряда субъектов, в том числе Вологодской области, имеющей успешный опыт развития охотхозяйства.
После проведения ряда консультаций с представителями охотсообщества, в том числе с некоторыми активными участниками текущего обсуждения, было решено включить в законопроект норму о том, что 50 % разрешений распределяются в порядке случайной выборки. Этот предварительный вариант законопроекта имеется и у ряда участников форума.
Однако в ходе юридических согласований норму о случайной выборке отстоять не удалось по следующей причине. Процедура принятия заявлений и выдачи разрешений на добычу охотресурсов - это государственная услуга, а государственная услуга не может оказываться в порядке жеребьевки, поскольку это противоречит федеральному законодательству. Эта юридическая позиция в Республике Карелия на настоящий момент в непоколебима. Ссылки на наличие таких законов в других регионах её не опровергают, так как имеется практика отмены региональных законов по указанной причине.
Безусловно, процедура случайной выборки минимизирует воздействие субъективного фактора при распределении разрешений. Поскольку инициативная группа представителей форума будет участвовать в работе комитета, данный вопрос может быть поднят и обсужден повторно. В отделе охотмониторинга министерства собрана законодательная практика по случайной выборке в более значительном числе регионов, чем здесь обсуждалось. Интересующиеся могут получить на нее ссылки.
Справедливости ради должен отметить, что сотрудник министерства, упоминавшийся, хоть и не напрямую, в обсуждениях с негативными намеками на «личную заинтересованность», является одним из основных сторонников случайной выборки и активнейшим образом свою позицию защищал во всех инстанциях.
Действительно предложено закрепить за охотниками – волчатниками 30% разрешений. Объективно ситуация в республике такова, что подавляющее число волков добывается в южных районах, где общее число распределяемых разрешений значительно меньше, чем в северных районах. Поэтому, в случае принятия закона в предложенных формулировках, данных разрешений не хватит, чтобы поощрить всех «волчатников». Этот вопрос планируется решать исходя из числа добытых волков, при равенстве – исходя из очередности.
Целесообразность поощрения «волчатников» очевидна. Денежное вознаграждение в 10 тыс. рублей в подавляющем большинстве случаев не покрывает расходов на ГСМ и пр. Отмеченные выше проблемы – «кто будет подавать заявление при коллективной охоте», уверен, решат сами охотники. В обсуждении отмечалось, что охотники, добывшие волков, способствуют увеличению численности поголовья лосей, а, соответственно, и числа распределяемых разрешений. Кроме того, предварительные подсчеты показывают, что число лицензий, которые будут закреплены за «волчатниками» с учетом означенной «неравномерности» добычи будет невелико относительно общего числа разрешений.
Наиболее критикуемое положение – создание льготной или как тут сказано, «блатной», категории охотников.
Из чего исходили в данном случае. Всем известно, что в настоящее время охотинспекторы не могут обеспечить лично прохождение всех зимних маршрутных учетов. В ряде районов всего один охотинспектор, в некоторых – два. С учетом ограниченного срока и погодных условий, фактически силами только инспекторов ЗМУ не сделать, поэтому есть охотники, которые каждый сезон проходят в ОДОУ один или несколько маршрутов. Особенно это актуально в больших по площади северных районах, где необходимо пройти десятки маршрутов. Зачастую эти же активисты, оказывают помощь в выявлении браконьеров, делают биотехнию.
Да, будет правильнее, если всё ЗМУ будут либо делать охотинспекторы, (при соразмерном увеличении их числа) либо такие услуги будут оказывать независимые лица по госконтракту, который будет заключен по результатам аукциона. Вопрос оценки данных работ и возможности их финансирования из бюджета будет рассмотрен перед следующим сезоном. В случае его положительного решения не понадобятся общественные помощники для проведения ЗМУ и отпадут основания для их поощрения.
Но сейчас такие охотники есть, и они за свой счет и за счет своего времени создали учет, данные которого являются основой распределения лицензий. Нет учета, нет численности, тогда нет разрешений. И в этой ситуации будет ли справедливо, если эти охотники останутся без разрешений, а в те места, где они прошли маршруты, приедет человек, который удачно был записан в тетрадку?
Вопрос этот очень сложный. Если среди участников обсуждения есть желающие выехать, условно, в Муезерский, Калевальский или Лоухский районы (в которых наибольшее количество маршрутов) и провести учеты – подавайте заявки, если не претит попасть в категорию «блатников».
Еще один важный момент. Существующая ныне система распределения «по очередности» лишь формально создает равные условия для охотников, а фактически зачастую лишает охотников из поселков возможности получить разрешения. Люди жаловались охотинспекторам, что не могут каждый день приезжать в райцентр или в Петрозаводск и участвовать в ежедневных перекличках по тетрадкам или многодневных «стояниях». Есть населенные пункты, в которых охотники по несколько лет не получали лицензий на лося. Отсюда и протестное браконьерство.
Следующее. Принятие решений о распределении лицензий в льготном порядке, если этот законопроект будет принят и это предложение пройдет, будет производиться после обсуждения на общем собрании охотников района. На этом же собрании планируется избирать представителей общественности в комиссию по распределению разрешений. Кроме того, ФИО лиц, получивших лицензии, как в льготном, так и в общем порядке, и основание их получения, планируем публиковать на сайте министерства.
В этом году мы провели встречи в семи районах (в которых распределяется больше половины всех лицензий на ОДОУ) с охотниками, составили протоколы встреч с фиксированием всех предложений, можем их предъявить. И в отличие от озвученной здесь позиции, большинство охотников в районах высказывались за возврат «бригадного» принципа. По их мнению, наиболее справедливой является ситуация, при которой районный охотинспектор на общем собрании распределяет разрешения пропорционально числу бригад с учетом числа их участников.
Таким образом, по вопросу имеются разные позиции, и в каждой позиции есть своя правда. Разработчики закона, несмотря на многочисленные прозвучавшие здесь обвинения, не имеют цели принять «удобный для себя» закон. Нужны формулировки, которые позволят снизить напряженность в этом вопросе. Главная цель – сделать процедуру более справедливой, дать возможность охотникам на местах принять участие в обсуждении вопросов распределения, чтобы люди понимали, кто и по какому основанию получил лицензию.
P.S. Имеющиеся в обсуждении предложения по изменению правил охоты на лося и усовершенствованию системы учета животных очень правильные и сделаны по существу. Изучим и сообщим, что реально сделать по этому вопросу.
.