Л.Вертель "ПОДАРОК СУДЬБЫ".

Интересный материал, впечатления, рекомендации.
Ответить
Аватара пользователя
vertel-lv
Охотник
Сообщения: 495
Зарегистрирован: 31 янв 2010, 17:32, Вс
Оружие: ??? 34
Собака: ???? ?? ????
Любимый вид охоты: ????? ? ?????

Л.Вертель "ПОДАРОК СУДЬБЫ".

Сообщение vertel-lv » 04 май 2010, 08:51, Вт

...Почти документальная история.

ПОДАРОК СУДЬБЫ

В маленьком, утонувшем в снегу городишке на берегу Ладожского озера, у однокашника, давно здесь осевшего, мы с приятелем неплохо погостили, чайку попили из старинного медного самовара и не только чайку. Пора было и честь знать. Машина уже стояла у подъезда, мы, прощаясь, жали друг другу руки, обещали не пропадать надолго, как вдруг сзади раздался рев собачьей свары. Между домами у мусорного контейнера, образовав живой клубок, дрались собаки. Они рычали, визжали и хрипели, будто с каждой уже начали сдирать шкуру. Такой свирепой драки мне давно не приходилось видеть, к счастью, она быстро кончилась.

Легко было догадаться, собаки воевали за право хозяйничать на помойке. Участники схватки зализывали покусанные места, а победительница легко запрыгнула на самый верх переполненного контейнера, как на пьедестал почета. Она немного постояла в угрожающей позе, продолжая рычать, а затем принялась копаться в отбросах и повернулась к нам боком. Я с удивлением увидел, что это гончая!

Нужно сказать, что среди немалой армии бездомных собак гончие почти не встречаются. Их не заводят ради баловства или моды, а разлучает их с хозяином только гибель в зубах волка или под колесами машины, когда они преследуют зайца, вышедшего на дорогу, чтобы сбить собаку с толку.

Все это мне, страстному любителю охоты с гончей, было хорошо известно, поэтому я спросил у провожавшего нас друга:

- Чей это гончак наводит порядки на помойке?

В ответ услышал:

- Ничей.
- Не может быть, чтобы не было хозяина.
- Нет, я точно знаю.

Уверенный ответ вызвал во мне тайную надежду, что это тот редкий случай, когда гончая на самом деле "ничейная". Я еще не знал, как поступлю, если это действительно так, но нужно получить стопроцентные доказательства беспризорности собаки, потому что увести чужую собаку — подлость, которую и сравнить не с чем.

Я спросил как можно равнодушнее:

— А у кого она живет?
- Когда у кого. Последнее время у моего брата. А до этого месяца два у нас жила под крыльцом.
- И давно она здесь?
- Наверное, с год. Она уже и щенков приносила.

Вот теперь-то я поверил, что у собаки точно нет хозяина. Мысль, что ее надо забрать с собой, уже захватила меня — гончей не место на помойке.

— А что, если мы заберем собаку? Ответ последовал тут же:
- Пожалуйста. Она здесь никому не нужна.

Все, берем, решил я. Оставалось уломать приятеля, который уже сидел в машине. Он был опытным гончатником. Это у него я заразился охотой с гончей, и это его ждала дома гончая в вольере, где пустовало еще одно место. Мне собаку держать было негде.

Приятель сразу понял, что я подбиваю его обзавестись еще одной собакой. Не удивительно, что мое предложение он встретил в штыки, назвав его авантюрным. Он слету перечислил несколько причин, по которым мы не должны брать собаку, хотя и одной было достаточно — она ведь могла быть больной.

Но я гнул свое, и чем больше сопротивлялся приятель, тем сильнее, неукротимее было мое желание увезти отсюда собаку, и в конце концов он сдался, сказав, что, если из этой затеи ничего путного не выйдет, он приведет мне собаку прямо в квартиру и привяжет к моей кровати. Я был почти уверен, что до этого дело не дойдет. Собаку можно будет испытать в лесу только после схода снега, а до этой поры еще ого-го — целых четыре месяца. За это время много воды утечет. Любовь бывает ведь и не только с первого взгляда... Примерно так я рассуждал, пока наш друг подманивал беспризорницу. Дикой она не была, легко дала себя заарканить, после чего общими усилиями мы ее полу внесли полу втащили в машину. Видимо, от ужаса она даже не огрызалась. Я дал однокашнику символическую денежку, как это принято в таких случаях, и мы двинулись в неблизкий путь.

Пока мы ехали, я наблюдал за собакой, и у меня порой сжималось сердце, когда я видел, сколько страха в ее глазах, как бьет он ее тело мелкой дрожью. Чтобы хоть как-то успокоить, я гладил ее по лобастой голове, но от каждого прикосновения она вздрагивала и съеживалась еще сильнее.
Прошло несколько дней. Мы смогли получше разглядеть свою находку. Это была еще не старая, вполне приличная гончая без каких-нибудь явных изъянов и пороков. Оставалось ждать весны, чтобы посмотреть, начнет ли она работать, погонит ли зайца.

Меня интересовало, как будут складываться отношения приятеля с новой выжловкой, получившей кличку от слова "найденная" - Найда. Увы, они развивались не лучшим образом. Жаловаться и вообще сорить словами приятель не любил, поэтому многое мне стало известно только спустя какое-то время.

Найда быстро освоилась в вольере, а будучи старше и сильнее, начала, и небезуспешно, отвоевывать место первой леди в собачьих апартаментах. В конце концов однажды Найда умудрилась перелезть через барьер в человеческий рост в соседнюю половину и в драке не только поставила точку в споре, кто здесь главный, но при этом еще прилично покусала соперницу — Айку. Конечно, мой приятель не был от этого в восторге. Он ждал весенних испытаний уже с нетерпением, чтобы избавиться от нее, вернув мне, как и грозился когда-то.

И вот наступил этот день. Мы отправились в лес с двумя собаками. Обида приятеля на Найду незаметно отступила на задний план, так что мы оба искренне желали ей успеха. Айка быстро нашла зайца, залегшего после утренней жировки, и погнала его, как и подобает гончей, а Найда даже ухом не повела. Обычно, услыша голос другой собаки, гончая тут же подключается, и они на пару преследуют зайца. Наша испытуемая вертелась все время у ног и вела себя, словно глупый щенок, то пыталась поймать полусонного весеннего мотылька, то бросалась заполошно вслед за улетевшей птичкой.

Второй экзамен через несколько дней был как две капли воды похож на первый. Мое настроение становилось все хуже и хуже, а приятель все чаще возвращался к тому злополучному дню, когда я настоял взять собаку, призывая меня вспомнить, что он тогда говорил и о чем предупреждал.

Наконец, случилось то, чего я боялся. На очередном испытании, прошедшем без меня, Найда снова оконфузилась. В квартиру мне "героиню" не привели, но было категорически сказано — в недельный срок решить ее судьбу, и даже был дан совет- подарить ее кому-нибудь сторожить дачу. Что ж, обижаться на товарища было не за что.

Через пару дней я взял обеих собак и уехал на дачу. Рано утром, даже не позавтракав, ушел с ними в лес. Скажу честно, надеждой себя не тешил, так, пошел последний раз для очистки совести. События развивались по уже известному сценарию: Айка гнала зайца, а Найда сосредоточенно, с явным удовольствием потрошила вытаявшие мышиные гнезда. Как я ни старался подключить ее к гону — все было бесполезно. А подь ты к лешему, махнул я на нее рукой и, кажется, на этот раз успокоился окончательно.

Заяц ходил где-то рядом. Захотелось посмотреть, насколько он уже вылинял, в это время они бывают очень смешные, и не белые, и не серые, а так — серо-буро-малиновые. Я выбрался на лесную дорогу и пошел по ней к ручью, где обычно переходят дорогу гонные зайцы. Внезапно Айка смолкла. Я остановился и замер, потому что заяц, запутав собаку, мог попытаться прямо здесь перейти дорогу. Так и случилось. Из молодого ельника осторожно вылез еще белый заяц с коричневой головой и сел столбиком.

Вдруг я увидел, что Найда, вертевшаяся у моих ног, заметила зайца и остановилась, не зная, что делать. Заяц тоже увидел собаку и теперь не спускал с нее глаз. Не знал и я, как поступить. Эта немая сцена длилась одну-две секунды. Но тут собака, будто по команде "отомри", шевельнулась, и заяц сиганул обратно в ельник. Найда, странно ойкнув, молча ринулась за ним. Что делалось со мной, трудно передать словами, я весь превратился в ожидание и слух.
Здесь надо пояснить: гончие начинают работать по зайцу, только повзрослев. День, когда молодая собака впервые отдаст голос на гону, для каждого охотника большой праздник.

Прошло секунд восемь и вдруг... нет, я не мог в это поверить, где-то в глубине леса Найда впервые уверенно отдала голос! Это был не пустобрешный лай дворняги, а страстная музыка гона, звучавшая так же, как и сто, и двести лет назад. Тут же к Найде подвалила вторая выжловка, они с азартом прогнали зайца еще метров двести и потеряли. Однако настроение у меня было прекрасное, потому что надежда, что из Найды получится гончая, расправляла крылья.
В ожидании собак я прислонился спиной к стоявшей у дороги березе и вдруг почувствовал себя таким счастливым, что дух перехватило. Это был мой лес, мое высокое синее небо с белыми барашками облаков, моя теплая береза, гнавшая сок к набухшим почкам, мой красногрудый зяблик, истово славивший своей звонкой песней весну, и .моя первая в жизни гончая, которую я никогда и никому не отдам!

На следующий день спозаранку мы ушли с Найдой вдвоем. Собаку словно подменили, она уже знала, что ей надо делать в лесу, знала, для чего родилась на этом свете. Еще неумело, но страстно искала зайца хорошим ходом, все время на махах. Однако поднять длинноухого ей не удавалось, этот хитрец, перед тем как залечь под какой-нибудь куст, так запутает следы, что не всякой собаке удается в них разобраться.

Спустя часа три я повернул к дому. На краю поля у самой деревни пришлось остановиться, чтобы дождаться собаку, рыскавшую где-то сзади. Прождал минут десять. Начал звать. Звал долго, но безуспешно. Прошло полчаса, собака как в воду канула, хотя последний раз показалась мне на глаза недалеко от поля. Тревога начала закрадываться в душу: если не идет на зов, значит, что-то стряслось, но что? И вдруг совсем рядом в молодом березняке, окаймлявшем поле, раздались вопли моей Найды, все же сумевшей распутать следы длинноухого хитреца и теперь голосившей на весь белый свет.

Во мне все переполнилось ликованием. Я крестился и говорил слова благодарности Господу Богу за то, что он непонятно почему так добр и щедр ко мне.

Прошло четыре года. Найда взматерела, набралась опыта и превратилась в настоящего мастера своего дела, можно сказать, гроссмейстера. Сколько мы с ней добыли зайцев, не буду упоминать, чтобы не сглазить, одно могу сказать с уверенностью, лучшей собаки мне, наверное, уже не видать, и это печалит. Успокаиваю себя надеждой, что выращу от нее выжловочку. А вдруг будет в маму?

Найда лежит у моих ног. Словно чувствуя, что я сейчас думаю о ней, поднимает на меня свои умные, черным подведенные глаза, глубоко по-человечески вздыхает и легонько постукивает хвостом по полу. Я знаю, что это значит — она признается мне в любви. Беру в руки ее нежное бархатистое ухо, легонько сжимаю его, перебираю пальцами и шепчу ей:

Найдуля, я тоже тебя люблю!

Аватара пользователя
Tim
Безработный, живет в тайге
Сообщения: 16218
Зарегистрирован: 05 фев 2008, 21:40, Вт
Оружие: Канон
Собака: zsl
Любимый вид охоты: через объектив
Имя: Илья
Откуда: Карелия
Контактная информация:

Re: "Подарок судьбы". Почти документальная история.

Сообщение Tim » 04 май 2010, 10:18, Вт

Леонид, когда первый раз прочитал рассказ в книге - стал невольно на каждую собаку на помойке глядеть пристально... И еще вспомнил, что видел старого гончака, уже подслеповатого, явно брошеного по каким-то причинам хозяевами...

Ответить

Вернуться в «Cтатьи, книги, журналы, видео»